¤ главная ¤ музыка ¤ anarcho-zine ¤ Теоретики свободы ¤ Art Of Mind ¤ SMILE:) ¤ фотографии ¤ ¤ гостевая кухня ¤ ссылки ¤ бАльшаЯ спасибА
¤ о проекте ¤ мыло

 
 

History

В 50-е годы в популярную музыку США буквально ворвался рок-н-ролл. Его музыкальная основа –негритянский стиль ритм-энд-блюз–к этому моменту уже достаточно сформировался как самостоятельное явление и, довольно просто освоенный белыми исполнителями, был эффектно подан белой аудитории.

Ритм-энд-блюз родился в негритянских гетто больших городов. Обитатели гетто не только жили, но и развлекались обособленно от белых. Для цветного населения создавались отдельные звукозаписывающие студии и радиостанции, производящие и пропагадндирющие только негритянскую музыку и только для негров. Пластинки такого рода записей назывались «рейс рекордс» от слова «рейс», а т.е раса.

В начале 50-х, когда значительную часть белой американской аудитории перестала устраивать респектабельная коммерческая музыка, школьники из белых семей стали настраивать свои приёмники на волны негритянских радиостанций, чтобы послушать ритм-энд-блюз. Одни из первых эту тенденцию заприметил Алан Фрид –D.J радиостанции в Кливленде. Ему удалось получит разрешение на трансляцию специальной вечерней программы с записями ритм-энд-блюза. Взяв себе ник Мундог, Фрид придумал название для этой передачи «Мундог рок-энд-ролл парти». Новый термин рок-н-ролл не только помог белым радиостанциям транслировать записи черных артистов, он стал обозначать ту, замешенную на ритм-энд-блюзе музыку, которую начали исполнять белые.

Общественность США и даже государственные органы буквально объявили войну рок-н-роллу как явлению, разрушающему американскую культуру. По радио, телевидению, в печати выступали сенаторы, священники, общественные деятели, учителя, обличая рок-н-ролл и призывая молодёжь к благоразумию. В небольших городках южных штатов родители устанавливали пикеты перед танцплощадками, препятствуя смешиванию своих белых детей с негритянской молодёжью. Но всё это оказалось бесполезным. Молодёжь начинает объединяться, невзирая на расовые и даже классовые различия.

Пионером рок-н-ролла по праву считается певец и гитарист Билл Хэйли. Настоящий большой успех пришел к нему в 1955 году с выходом кинофильма «Блэкборд Джангл», посвященного проблемам школьного воспитания и отчуждения молодёжи. Как знак новой молодёжной культуры в этом фильме звучала песня «рок эроунд э клок», ставшая в последствии гимном рок-н-ролла. Затмил популярность Билла Хэйли молодой водитель из Мемфиса, талантливый самоучка Элвис Пресли. В 1953 году он пришел в студию фирмы «Сан», чтобы записать песню в подарок своей матери ко дню рождения. Его заметил хозяин фирмы и предложил сделать профессиональную запись. Записав в 1956 году «Хартбрейк хотел», Элвис возглавил американские хит-парады, приобрёл международную известность и остался королём рок-н-ролла до самой смерти.

Рок-н-ролл вызвал к жизни ещё один термин –«рокабилли», соединение слов «рок» и «хибилли» (прозвище ленивого фермера неудачника, бытующего на юге сша и ставшее синонимом кантри музыки). Так стали называть музыку белых исполнителей рок-н-ролла юго-западных штатов.

К концу 50-х годов отношение к рок-роллу постепенно меняется. Как и любая новинка, он несколько предается, дети взрослеют, родители становятся терпимее.

В конце 50 –начале 60-х годов происходит процесс постепенного перерождения рок-н-ролла в феномен массовой культуры. Предприниматели, увидевшие в рок-ролле колоссальные возможности для большого бизнеса, стали делать всё, чтобы привлечь к нему внимание как можно большего круга потребителей: радиослушателей, телезрителей, покупателей пластинок, Посетителей дэнсингов и концертов. Главные звёзды рок-н-ролла к тому времени сошли со сцены. Их место заняли новые исполнители. С точки зрения музыкальной формы, то , что они делали было похоже на рок-н-ролл, но по энергическому посылу, по эстетике -это совсем другое искусство. Внешне здесь всё приглажено: причёски, одежда, манера двигаться, ничто не раздражает. Тематика песен переориентировала с молодёжных проблем на любовную лирику и бытовую романтику. Рок-н-ролл утрачивает спонтанность, непредсказуемость и непосредственность. На его основе расцвело новое явление, типичный образец массовой культуры –«поп». Если музыка пионеров рок-н-ролла была одухотворённой в своём стремлении выразить хоть какие то идеи, шокировать обывателя, пробиться сквозь стену запретов, то поп-музыку начала 60-х можно смело назвать бездуховной. Это был товар, цинично упакованный в обёртку рок-н-ролла и рассчитанный лишь на коммерческий успех: по выражению одного критика, «поп» стал «дезодорантом от пота рок-н-ролла».

БРИТАНСКИЙ РОК!

А тем временем в Англии формируется качественно новое музыкальное явление, получившее впоследствии название «британский рок» (сами англичане называли эту музыку словом «бит», иногда -«биг бит»).

Накануне того, как в Англию по разным каналам начал проникать рок-н-ролл, молодёжной среде были известны две группировки –«тэдди бойз» и «битники». Первые представляли сравнительно не большую группу так называемой «золотой» молодёжи, старавшуюся одеждой и манерой подчеркнуть свою принадлежность к высшим слоям общества. «Битники», явление общее для США и некоторых европейских стран в послевоенные годы, напротив, объединились по принципу интеллектуальных, духовных устремлений, носивших несколько пессимистический или скептический оттенок. Они всячески подчёркивали свою непричастность как к классовой элите, так и к обычным «модникам», носили тёмные свитера, спортивные ботинки, черные очки, береты и демонстрировали скорее интеллектуальное превосходство. Их образ жизни был тесно связан со средой авангардных художников, поэтов, артистов, обитавших в студиях, подвалах, и маленьких кафе. Эти и многие другие группировки английской молодёжи увлекались тогда, главным образом, трэдом и скиффлом. Словом «трэд» называли модный после войны английский вариант традиционного джаза. Скиффл –порождение чисто английское, несмотря на то что само слово, да и зачатки стиля возникли в США в 19 веке, сельской негритянской среде. Это наивная, примитивная музыка, исполнявшаяся в основном на самодельных импровизированных инструментах, таких как, стиральные доски, коробки из под чая, кувшины, пустые чемоданы, бочка с метлой –место контрабаса и тд. Кроме того использовались простые акустические гитары. Количество скифл-бэндов исчислялось тысячами. Но время делало своё дело. В рок-н-ролле и помимо всего прочего, открывались новые профессиональные горизонты, многие скифл-бэнды стали постепенно усложнять репертуары, менять коробки и чемоданы на ударные инструменты. Рок музыка в Англии развивалась неоднородно и неравномерно в разных частях страны. В Лондоне, который чаще посещали гастролёры, где была высокая общая культура, но более жесткая цензура, складывался так называемый «британский ритм-энд-блюз». Позднее здесь возникает целая сеть групп, взаимосвязанных на основе блюза, но уже в его новом виде –блюз-рок. Это, прежде всего, «Роллинг Стоунз» во главе с Миком Джагером «БлюзБрейкерз» С гитаристом Эриком Клэптоном, «Грэм Бонд Огранизэйшн».

Музыка, возникавшая в провинциальных городках, отличалась спонтанностью и предназначалась для танцев и развлечения моряков и молодых рабочих. Говоря о перефирийной английской бит-музыке, надо прежде всего назвать крупный портовый город Ливерпуль, где независимо от лондонских хит-парадов выплавлялась своя молодёжная музыка на основе американского рокабилли. «Битлз» -типичный продукт и представитель ливерпульской музыки. В школьном возрасте все участники группы играли в скиффл-бэндах. Затем уже поддержали манере американских звёзд рок-н-ролла. И только позднее (после 1963 года) группа постепенно находит своё лицо.

Выступление «Битлз» по телевидению 13 октября 1963 года принесло группе колоссальный успех. Но истинным фурором было выступление с кинозвездой Марлен Дитрих. К этому периоду битлы уже сменили свой имидж, заменив кожаные куртки строгими костюмами от Пьер Кардена, и были приглажены во всём –от причёсок до уровня звука. Но на этом концерте Джон Леннон позволил себе рискнуть. Объявляя о следующей песне, он шагнул вперёд и сказал, обращаясь к публике, сидящей на дешевых местах: «Хлопайте в ладоши в следующей песне». Затем, поклонившись в сторону королевской ложи, добавил: «Остальные, гремите своими бриллиантами». :)

«Битлз» сломали прежнее недоверие американцев ко всему, что делалось в сфере популярной английской музыки. Но самым главным достоинством была сама музыка -мелодичная, яркая, демократичная, позволившая битлам стать музыкальным явлением двадцатого века!

США: 60-Е ГОДЫ

1964 год стал переломным для музыки рок музыки в США. В середине 60-х начало формироваться направление, позднее получившее название фолк-роком. Оно возникло на основе городской песенной культуры, представленной авторами-исполнителями и вокальными группами, аккомпанирующими себе на гитарах и предметах домашней утвари. Песни бардов отличались искренностью и простотой, отражали насущные проблемы рабочих и безработных, студентов, представителей богемы. А вот именно Роберт Циммерман, тот человек, которого мы знаем как Боба Диллана оказался ключевой фигурой в процессе формирования направления фолк-рок. Вслед за ним образовываются такоие группы как «мамас жнд папас», «лавин спунфул». Новое направление явилось той формой культурного синтеза, которая позволила свести воедино мощное музыкальное начало ритм-энд-блюза с социально значимой поэзией протеста. Американский фолк-рок явился пожалуй первым серьёзным ответом на «британское» вторжение в культуру США. Уже в середине 60-х годов в США формируется особый вид молодежной идеологии –движение хиппи, пришедшее на смену битникам. Новые формы нонконформистской музыки –фолк рок и блюз рок на психоделической основе –полностью отвечали устремлениям хиппи. Мрачную тень на движение хиппи и на всю рок музыку бросили события, происходившие в Сан-Франциско в 1965-66 годах и приведшие к возникновению так называемого «эсид рока». Тенденции ухода от действительности в молодёжной среде привели к идее использования ЛСД. На некоторых рок-концертах стали наблюдаться случаи употребления ЛСд как музыкантами так и слушателями. Этому способствовала активная деятельность кумира молодёжи, писателя Кена Кизи, автора нашумевшего романа «Над кукушкиным гнездом». В 1966 году выходит закон, запрещающий употребление ЛСД, и ситуация заметно меняется. Оказавшись в нелегальном положении, эсид рок постепенно теряет своё значение, оставив по себе скандальную память как о музыки абсолютно раскованной, спонтанной и бесформенной...

Рок: 1967-1975

1967-68 годы стали началом расцвета рок музыки не только в США, но и во всём мире. Они были ознаменованы возникновением вслед за фолком целой грозди новых явлений, составивших в сумме то, что получило позднее название –рок. Центральный ствол дерева –это блюз рок, идущий от корней народного искусства: африканского, американского, европейского, древнего и современного, сельского и городского. Это прямое продолжение ритм-энд-блюза и рокнролла. Все ответвления от ствола являются продуктом синтеза блюз-рока с различными видами музыкальной культуры.

Огромную роль в этом процессе сыграл андерграунд –неформальное объединение артистов, музыкантов, литераторов, художников, противопоставивших свои творческие принципы официальным формам искусства, а также поп бизнесу. В отличие от Калифорнийского, лондонский андерграунд проявил гораздо меньшее пристрастие к лсд и меньшее стремление к социально-политическому протесту, зато в нём преобладает увлечение к философско-религиозными системами, средневековой европейской культурой, эллектронноймузыкой, симфоническим и джазовым авангардом и многим другим. Начиная с 1966 года в Лондоне функционируют особые элитарные клубы, издаются особые, ориентированные на хиппи газеты и журналы, организуются концерты рок-групп, относящихся к андеграунду, -«Пинк Флоид» «Софт Машин».В концертах используются многочисленные средства создания психоделической ситуации –световые эффекты, диапозитивы, кино и декорации.

В этот же период складывается не столько новое течение, сколько отношение к рок музыке, названное «прогрессив –рок». Музыкантов, связанных с ним, отличало определённое пренебрежение к коммерческой поп культуре, стремление к расширению своего музыкального кругозора, к углублению тематики песен.

На исходе 60-х годов представление о рок музыке, прежде всего, не разрывно связанно с определённым составом ансамбля и набором инстументов, который сложился ещё в период рок-н-ролла: одна или две электрогитары, бас-гитара и ударные –при том, что почти все поют. Именно в таком составе закрепилось название «рок группа».

Некоторые считали, что рок –это контр культура, но анализ позволяет утверждать обратное: рок, в результате тесного взаимодействия со многими видами музыкальной культуры, явился неким связующим звеном, объединившим в себе неожиданные компоненты, разделённые до поры до времени пространством и человеческим снобизмом.

В США 1967-68 годах появились два ансамбля, принесшие с собой термин «джаз-рок»: «Блад, Суэт энд Тиарс» и «Чикаго». Эти ансамбли завоевали джаз року огромную молодёжную аудиторию.

Что касается симфонической и камерной музыки, то их взаимосвязь с рок культурой очевидна и дала интересные результаты. Например группа «Дип Перпл», которая исполнила трехчастное произведение с Королевским филармоническим оркестром. Рок культура сама постепенно стала воздействовать на некоторые формы академической музыки. Возникновение, например, жанра рок оперы можно, скорее, отнести к активности композиторов академической среды, чем рок музыкантов, которые в данном случае являлись лишь исполнителями. Появление опер «Хаир» «Джизус Крайс Суперстар» сыграло важнейшую роль в повышении слушательской аудитории и в процессе растапливания льда неприязни к рок культуре старших поколений.

Начало 70-х ознаменовано распадом «Битлз» и началом возврата стандартов поп культуры. Рок культура расслаивается, она интересует уже разные поколения и явно перестаёт быть только молодёжной. Наиболее демократичным остаётся стиль хард рок. В своих лучших проявлениях выражающий идеологию и психологию хиппи с их страстным желанием справедливости и добра. Психологизм раннего хард рока отражал скорее активный уход от жестокой действительности, чем агрессивность по отношению к ней. Хард рок был явлением цельным и довольно искренним, но по истечению времени, под воздействием мощнейшего водоворота бизнеса –это направление постепенно утрачивает некоторые свои качества, в частности лиризм импровизационность. Оно передаёт лишь внешние признаки и некоторую атрибутику своему упрощённому преёмнику стилю «хэви мэтал». Нередко случалось так, что, желая удержаться на поп эстраде группы шли на всё, жертвуя содержание и качеством, отказываясь от прежних принципов. Значительную роль в упомянутой дезориентации сыграли направления, набравшие огромную силу в поп бизнесе и прямого отношения к рок музыки не имеющие. Это негритянский соул и фанк, а также идущие от традиции музыки острова Ямайки стили реггей и рокстэди. Всё это многообразие интересов снивелированно с появлением нового, массового увлечения музыкой диско, начавшегося в середине 70-х. Диско в вполне логично сравнивать с гипнозом, которым добровольно поддавались те, кто подсознательно искал ухода от проблем, стремясь к иллюзии красивой модной жизни. В общем-то диско выполнило эту функцию музыкального «эликсира счастья» и явилось крайней формой отхода от принципов рок-культуры...

   

Вилке почему то показалось, что тебе будет интересно узнать об истории возникновения рока и рокнролла, поэтому всегда пожалуйста, зачитывайся, пока рок-н-ролл мёртв, а вилка ещё нет!

¤ design by wellagain ¤ specially for Vilka ¤
TOP 100   ¤ 2oo2 ¤

Сайт управляется системой uCoz